Если в коллективе из ста человек, два-три работающих сотрудника с ограниченными возможностями воспринимаются нормальным и естественным образом, то выходя на улицу люди не будут показывать пальцами, оборачиваться на человека, которые немного отличается от нас.
Илья Сметанин, директор Центра «Работа-i», пришел в социальную сферу после 10 лет работы в HR сфере. Он удивительный начальник и справедливый человек, внимательный и ответственный. Мы спросили Илью о том, почему он ушел из коммерческого сектора и что считает важным и нужным в своей теперешней работе.
— Илья, когда ты приступил к работе в Центре «Работа-i»?
— Я пришел в октябре 2014 года, работаю на данный момент 17 месяцев. Достигаем командой целей по выводу и трудоустройству ребят из числа выпускников детских домов и ребят с инвалидностью.
— Что тебя вдохновляет в этой работе?
— Меня вдохновляет несколько вещей. Первый момент — когда вместе с кандидатом мы понимаем, какую работу он все-таки может хорошо делать, и он действительно начинает хорошо ее делать. Второй момент – когда мы видим, как кандидаты перестают занимать пассивную позицию, начинают предпринимать самостоятельные попытки поиска работы. Третий момент — когда кандидат успешно закрепляется на рабочем месте, приятно видеть, как он доволен и им довольны. Четвертый момент – когда партнеры, с которыми мы работаем, а это прежде всего представители бизнеса, понимают, что есть огромная часть общества, с которой они никогда не общались, не брали их на работу, которые были вычеркнуты из числа потенциальных сотрудников. А мы даем возможность узнать их, принять на работу, они сталкиваются с новым для себя в жизни, расширяется их кругозор, а заодно и наш.
— Как отнеслась к твоему выбору изменить сферу деятельности твоя семья?
— Родители и семья в свое время немного удивились, потому что я был весь в классическом рекрутинговом бизнесе, мог и дальше развиваться в той стезе, но приняли мой выбор достаточно быстро. К этому были все предпосылки. У меня есть своя личная история, связанная с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Один мой близкий родственник был инвалидом детства, я много времени проводил с ним с самого рождения. В свое время я вообще приехал в Питер из Иваново и поступил в аспирантуру СПбГУ с темой по обучению детей с задержкой психического развития иностранным языкам.
— Илья, расскажи мне еще раз, чем занимается Центра «Работа-i»? Почему важно помогать выпускникам трудоустраиваться на открытом рынке?
— Центр «Работа-i» начинает с выявления компаний, которые готовы принимать на работу людей из числа выпускников детских домов, ребят с инвалидностью и выпускников коррекционных школ. И далее мы оказываем помощь этим компания в процессе адаптации таких ребят. Второе и не менее важно – это подготовка самих ребят к открытому рынку. Здесь мы правда ограничены в своих возможностях – если ребята идут самостоятельно на открытый рынок, без «шишек» не обойтись. Вы спросите зачем вообще нужна наша помощь ребятам? Ребятам это нужно, так как часто бывает, что и в 27 лет они не проработали и трех месяцев на одном месте работы, часто плохо читают, не умеют считать, с огромным трудом выстраивают коммуникации внутри коллектива, не могут самостоятельно найти то место работы, где они будут производительны. Работник не выполняет свои функции эффективно — его увольняют. Наша задача – это выявить заинтересованные компании, найти наставника внутри компании, провести тренинги и дальше отслеживать постепенный рост таких ребят.
— Кроме трудоустройства на конкретные рабочие места, можно ли помочь ребятам социализироваться, занимается ли Центр «Работа-i» такой деятельностью?
— Конечно можно, я считаю, что наша работа на это и направлена. Если в коллективе из ста человек, два-три работающих сотрудника с ограниченными возможностями воспринимаются нормальным и естественным образом, то выходя на улицу люди не будут показывать пальцами, оборачиваться на человека, которые немного отличается от нас. Грустно видеть, какие бывают мамы затюканные, задерганные, стесняющиеся, что они едут с ребенком с умственной отсталостью, и насколько они считают, что всем мешают. У нас не создано инклюзивного (прим. «толерантное к отличиям одного от другого») общества, нет возможности человеку с умственными особенностями пойти, например, в цирк с тем, чтобы это не превратилось в какую-то травму для родителей.
— То есть Центра «Работа-i» – это больше, чем трудоустройство, это двигатель социального изменения?
— Это не задача Центра «Работа-i» менять общество, но подспудно мы это делаем. Делаем это все мы вместе. Центр «Работа-i» является со-организатором Совета бизнеса по вопросам инвалидности в Санкт-Петербург (далее «Совет»). Деятельность Совета также направлена на то, чтобы менять отношение сотрудников компании к людям с инвалидностью. Ведь в офисе, где работает такой человек, серьезно повышается уровень толерантности по данному вопросу. И далее такая толерантность распространяется и за пределы офиса.
Я искренне верю, что задача Центр «Работа-i» и Совета бизнеса по вопросам инвалидности будет выполнена, если родители смогут отпускать своего ребенка в песочнице, где играет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И при этом будут спокойно себя чувствовать, не считая это чем-то странным, страшным или ненормальным.